Обзор видеокарты amd radeon rx 5500 xt: муки выбора

Энергопотребление

В настольной конфигурации с одним монитором в режиме простоя карта потребляет очень мало энергии – всего 4 Вт. В многомониторной конфигурации при этих же условиях потребляемая мощность почти в 5 раз выше, и это вечная проблема AMD – при подключении нескольких мониторов видеопамять начинает работать со скоростью, рассчитанной на 3D-приложения, что увеличивает энергопотребление. Конечно, 18 Вт – это далеко не так плохо, как 35 Вт у RX 5700; возможно, здесь свою роль сыграло меньшее количество чипов памяти и их меньшая тактовая частота. Что интересно, объем VRAM не влияет на энергопотребление карты в многомониторной конфигурации – значение имеет только количество чипов (ср. результаты RX 5500 4 ГБ и MSI RX 5500 XT 8 ГБ).

В режиме проигрывания медиаконтента, однако, карта с большим объемом памяти потребляет несколько большую мощность.

В игровом режиме энергопотребление весьма умеренное и укладывается в диапазон 120-140 Вт, при этом восьмигигабайтная карта потребляет немного больше, чем четырехгигабайтная, – за счет дополнительного объема памяти. Когда я увидел 8-пиновый коннектор питания, то сначала забеспокоился. Когда я увидел результаты тестов, то даже засомневался – почему они не поставили 6-пиновый. При таком уровне энергопотребления видеокарта будет работать с любым блоком питания. Пользователи OEM-систем, в которых часто стоят блоки питания сомнительного качества, не должны иметь проблем с апгрейдом видеокарты при выборе этой модели.

Заводской разгон MSI увеличил энергопотребление совсем чуть-чуть, хотя мы видим, что в Furmark оно может доходить до 180 Вт – это по-своему оправдывает применение 8-пинового коннектора питания, который, к слову, обеспечивает достаточное пространство для маневра в части потребляемой мощности.

Рекомендуемая мощность блока питания: 400 Вт.

Белуга: место обитания

Водится она в основном в морях: в Каспийском, Черном, Азовском море. Это одна из самых крупных пресноводных рыб. Ее максимальный вес достигал одной тонны. Зимой и летом, а также осенью обитает в основном в морских водах, и только весной, во время нереста, она отправляется в реки. Чаще всего мечет икру в устьях Волги, реже забирается в реку Терек. После нереста, снова отправляется в морские воды.

В основном нерестится в устьях Волги, Днестра, а также Днепра. Раньше поднималась довольно высоко, но сейчас это исчезающий вид. В области Днепра поднимается не выше Каховского водохранилища, нерестится в основном в Днестре, в районе Молдавии.

Профили частот

Современные видеокарты имеют несколько профилей частот, которые выбираются из соображений баланса между потребляемой мощностью и требуемой производительностью.

В таблице ниже приведены значения тактовых частот, устанавливаемые для типовых сценариев, и соответствующие значения напряжения GPU.

Нагрузка Частота GPU, МГц Частота памяти, МГц Напряжение GPU, В
Простой 200 0.000
Простой многомониторной конфигурации 1750 0.000
Проигрывание медиаконтента 55 200 0.706
3D-приложения От 1703 до 1837 1750 От 1.056 до 1.131

Как уже было сказано выше, в режиме простоя драйвер AMD просто приравнивает некоторые параметры к нулю.

The Witcher 3: Wild Hunt

Год выпуска – 2015; API – DirectX 11; движок – REDengine 3

The Witcher 3: Wild Hunt – одна из самых ярких игр 2015 года в жанре RPG-экшн. Вы – Геральт (Geralt), ведьмак, который занимается поисками своего пропавшего друга Сири (Ciri); в ходе этого квеста вам предстоит исследовать огромный внутриигровой мир. Игра насыщена дополнительными сюжетными линиями, которые никак не связаны с основными поисками, как вам может показаться, хотя какие-то неожиданные вещи действительно могут произойти с вами в том мире, частью которого являетесь и вы в образе Геральта.

The Witcher 3 представляет игровой движок REDengine 3, который был разработан специально для жанра RPG в открытом мире. В игре используется интерфейс DirectX 11 с тесселяцией и некоторыми эффектами постобработки. Из соображений сохранения нейтральных условий тестирования в этой игре мы отключили опцию HairWorks.

Тестовая конфигурация системы

Процессор Intel Core i9-9900K 5.0 ГГц (Coffee Lake, кэш 16 МБ)
Материнская плата EVGA Z390 DARK (чипсет Intel Z390)
Память 16 ГБ DDR4 3867 МГц 18-19-19-39
Накопитель 2x SSD 960 ГБ
Блок питания Seasonic Prime Ultra Titanium 850 Вт
Кулер Cryorig R1 Universal (два вентилятора 140 мм)
Операционная система Windows 10 Professional 64-разрядная,
версия 1903 (май 2019)
Драйвера RX 5500 XT: Radeon 19.12.2 Beta
RX 5500: Radeon 19.12.2 Beta & 19.12.1 Beta
GTX 1650 Super: 441.20 WHQL
Остальные карты AMD: Radeon 19.10.1 WHQL
Остальные карты NVIDIA: 436.48 WHQL
Дисплей Acer CB240HYKbmjdpr 24" 3840×2160

Сравнение аналогичных результатов бенчмарков с результатами, приведенными в данном обзоре, корректно только при условии полного совпадения тестовых системных конфигураций.

  • Все игры и все видеокарты тестировались с драйверами, указанными в таблице выше; состав тестовой конфигурации не изменялся.
  • В ходе тестирования для всех видеокарт использовалась одна и та же версия каждой игры.
  • Во всех играх, если не указано иное, были установлены максимальные настройки качества изображения.
  • Настройки антиалиайзинга (AA) и анизотропной фильтрации (AF) устанавливались через меню игры, а не через панель управления драйвера.
  • Снятие показаний в каждом тесте производилось после перехода видеокарты в равновесный температурный режим, во избежание фиксирования завышенных результатов первых нескольких секунд (до нагрева карты).

Каждая игра тестировалась при следующих разрешениях экрана:

  • 1920×1080 – разрешение большинства популярных мониторов;
  • 2560×1440 – средний вариант между Full HD и 4K, предъявляет достаточно высокие требования к производительности.
  • 3840×2160: разрешение 4K Ultra HD, доступно на последних моделях мониторов класса high-end.

Metro: Exodus

Год выпуска – 2019; API – DirectX 12; движок – 4A Engine

В последнем выпуске культовой игры на выживание в жанре FPS от 4A Games – Metro: Exodus – наш герой Артём (Artyom) отправляется в путешествие по бескрайним российским просторам, на поиски действующего паровоза, на котором он должен возглавить массовый исход оставшихся в живых людей из московского метро; они поедут по Транссибирской магистрали на восток – на поиски других уцелевших после апокалипсиса. Эта игра – не просто шедевр класса AAA, но еще и наглядный пример реализации амбициозных технологий NVIDIA – RTX (рейтрейсинг в реальном времени) и DLSS (суперсэмплинг на основе глубокого обучения). Игра поддерживает DirectX 12 и DXR, но в этом тесте мы отключили опцию DXR/RTX, чтобы можно было корректно сравнивать результаты всех видеокарт.

Battlefield V

Год выпуска – 2018; API – DirectX 11; движок – Frostbite

Battlefield V – это новейшая глава в истории суперпопулярного многопользовательского онлайн-шутера от EA. Начав с событий дебютного выпуска «1942», серия прошла по временному кругу и снова остановилась на событиях Второй мировой войны. Однопользовательская кампания, как и в Battlefield 1, разбивается на несколько небольших эпизодов под общим названием War Stories, в каждом из которых свой протагонист выполняет свою миссию на своем фронте. Многопользовательская версия строится на базе главных сил франшизы, с новыми игровыми режимами, к которым в перспективе планируется добавить режим королевской битвы.

Battlefield V работает на движке Frostbite 3 от EA-DICE и поддерживает не только оба API – DirectX 11 и DirectX 12 – но и такую продвинутую технологию, как DirectX Raytracing (DXR). Данный конкретный тест мы проводили с DirectX 11, поскольку этим API пользуется большинство геймеров.

⇡#Кодирование/декодирование видео

Radeon RX 5700 (XT) и новый RX 5500 XT практически эквивалентны по быстродействию интегрированного декодера видеоформатов H.264, HEVC и VP9. Оба графических процессора семейства Navi способны воспроизводить записи HEVC и VP9 при разрешении вплоть до 8К с частотой смены кадров 42 FPS. Однако только в скорости работы с материалом H.264 в 4К продукты AMD могут что-то противопоставить чипами NVIDIA Turing. Впрочем, запас производительности декодера, явно превосходящий нужды домашнего кинотеатра, полезен только для быстрой конвертации или масштабирования записей, а для этого владельцам Radeon RX 5500 XT и Radeon RX 5700 (XT) понадобится мощный центральный процессор, и вот почему.

Премьера Radeon RX 5700 (XT) сопровождалась чрезвычайно сырым драйвером, который не позволял использовать встроенный аппаратный кодировщик HEVC, а кодирование H.264 происходило на пониженной скорости. Выход устройств на следующем чипе Navi дал нам хороший повод вернуться к этому вопросу, и не зря. Теперь и Navi 10, и Navi 14, наконец, смогли записать видеопоток в HEVC, но быстродействие сравнимо, в лучшем случае, с тем, на что способен кодировщик NVENC в оригинальной версии GeForce GTX 1650, который NVIDIA скопировала из чипа Volta. В остальных «Тьюрингах», включая GTX 1650 SUPER, скорость записи HEVC намного выше, и вдобавок поддерживается разрешение 8К.

Кроме того, если свежий драйвер Radeon восстановил функциональность кодировщика HEVC, то кодировщик H.264, наоборот, сломался. Кадровая частота при разрешении 1080p даже увеличилась, а Navi 14 оказался быстрее, чем Navi 10, но в 4К пакет ffmpeg просто не может завершить работу на обоих чипах. Впрочем, еще остается вероятность того, что причина в индивидуальной несовместимости API «красных» ускорителей и библиотек ffmpeg, но ведь чипы архитектуры GCN проходят эти тесты без всяких трудностей.

Основные рабочие характеристики

В этом тесте мы сначала привели карту в состояние термического равновесия в режиме простоя. Затем мы запустили равномерную игровую нагрузку и под этой нагрузкой измерили основные рабочие параметры видеокарты. Приведенные ниже графики показывают, как изменялись тактовая частота, напряжение и температура GPU под нагрузкой и как раскручивались вентиляторы с повышением температуры. Как только температура под нагрузкой стабилизировалась (не повышалась в течение двух минут), мы выключили игровую нагрузку и зарегистрировали изменения всех параметров в процессе остывания карты.

Все-таки складывается впечатление, что драйвер имеет ряд проблем с измерением и/или отображением параметров мониторинга. График показывает резкое падение оборотов вентиляторов до нуля, что вряд ли соответствует фактическому изменению их скорости. Напряжение и тактовая частота GPU при снятии нагрузки уходят точно в нуль, что тоже вряд ли соответствует действительности.

Оверклокинг

Во всех тестах на разгон мы использовали радикально модернизированную версию драйвера AMD из пакета Adrenalin 2020, который компания представила совсем недавно.

Оверклокинг в приложении WattMan показал очень значительный прогресс по сравнению с тем, что было при аналогичном тестировании RX 5700/Navi 10. Драйвер «падал» гораздо реже, а карта в ряде случаев (при чрезмерном разгоне) самостоятельно возвращалась в исходное состояние.

При ручном разгоне максимальная частота памяти, которая лимитируется диапазоном регулировки в WattMan, у нашего образца составила 1860 МГц (плюс 6% за счет разгона). Я подозреваю, что сами чипы можно было бы разогнать и до более высоких скоростей, но – по тем или иным причинам – в AMD предпочли искусственно ограничить разгонный потенциал своих видеокарт. С другой стороны, графический процессор на нашем образце сам не дошел до максимальной доступной для него частоты, хотя был близок к ней.

Максимальная boost-частота стабильного оверклокинга GPU составила 2041 МГц, что увеличило ее среднее значение с 1818 до 1967 МГц (плюс 8% за счет разгона).

Характеристики оверклокинга

Видеокарта Средняя частота GPU, МГц Максимальная частота памяти, МГц Производительность, FPS
AMD RX 5500 4 GB 1899 1860 60.9
MSI RX 5500 XT Gaming X 8 GB 1967 1860 62.7
Sapphire RX 5500 XT Pulse 4 GB 1964 1860 62.1

Far Cry 5

Год выпуска – 2018; API – DirectX 11; движок – Dunia

Far Cry 5 переносит вас в округ Хоуп (Hope County) штата Монтана (Montana) – один из беднейших регионов Америки, откуда в панике разбежались все стражи общественного правопорядка и где законопослушные граждане лицом к лицу встретились с суровым будущим. Вы вступаете в борьбу с сектой участников так называемого «райского проекта» (Project at Eden's Gate), которую возглавляет самопровозглашенный посланец Бога; секта состоит из трех «братств», каждое из которых контролирует одну из трех зон округа и специализируется соответственно на оружии, наркотиках или религиозной пропаганде. Этот шутер от первого лица в открытом мире во многих местах перекликается с современным американским политическим дискурсом.

Игра базируется на последней версии движка Dunia, использует преимущества DirectX 11 и в процессе реалистичного воспроизведения великолепных американских пейзажей сильно нагружает машину.

⇡#Вычисления общего назначения

В отличие от GCN, из которой AMD планировала сделать универсальную архитектуру, которая одинаково хорошо подходит и для игр, и для неграфических расчетов, RDNA изначально проектировали с фокусом на 3D-рендеринг. Задачи GP-GPU в ней выполняются по остаточную принципу, а сама AMD прямо заявила, что драйвер для чипов Navi пока оптимизирован исключительно для игр.

Тем не менее, обе модификации Radeon RX 5500 XT продемонстрировали обнадеживающие результаты в нескольких рабочих приложениях. Так, новинки превзошли показатели Radeon RX 590 в традиционно неблагоприятном для ускорителей AMD видеоредакторе Adobe Premiere Pro и достигли высочайших позиций в тайловом рендерере Blender Cycles. Но есть и прямо противоположные примеры — такие, как синтетический бенчмарк трассировки лучей LuxMark. Что касается сравнения с продуктами NVIDIA, находящимися с Radeon RX 5500 XT в одном ценовом диапазоне, то похоже, что безоговорочная гегемония «красных» видеочипов в задачах GP-GPU подошла к концу. Теперь намного больше зависит от специфики каждого приложения и того, как создаваемая им вычислительная нагрузка ложится на архитектуру того или иного производителя.

Лучший жидкостный кулер – Thermaltake WATER 3.0 Dual Riing RGB

Возможно, Water 3.0 слегка дороговат, но дешевого эффективного жидкостного охлаждения почти не бывает. Именно эта модель примечательна тем, что у нее великолепная производительность и особенно тихие вентиляторы. Вдобавок, здесь красивая RGB-подсветка, которая оживит любой системный блок.

⇡#Выводы

У AMD наконец-то появилась адекватная замена ускорителям на старших чипах серии Polaris, которые снискали заслуженную любовь экономных геймеров (и жадных майнеров), но, если честно, уже давно просятся на пенсию. Radeon RX 5500 XT располагает быстродействием на уровне Radeon RX 580 или RX 590 и аналогичным объемом RAM, но вместе с тем архитектура RDNA и техпроцесс 7 нм позволили AMD радикально урезать потребляемую мощность, а партнерам фирмы — наладить выпуск простых и дешевых устройств, без труда справляющихся с охлаждением чипа Navi 14.

Однако если взять для сравнения с Radeon RX 5500 XT не очевидно устаревший Polaris, а новый GeForce GTX 1650 SUPER, характеристики которого NVIDIA специально подгадала, чтобы испортить дебют бюджетной карты AMD, то выбор между двумя ускорителями будет совсем не прост. В оценках быстродействия графического процессора они практически эквивалентны: как всегда, есть явно «красные» и явно «зеленые» игры, но Navi 14 удалось довести среднее преимущество над урезанным TU116 до 2 % FPS. По производительности на ватт, наоборот, лидирует NVIDIA, причем на этот раз чип Navi отстал от своего прямого конкурента намного сильнее, чем Navi 10 на платах RX 5700 (XT) от старших «Тьюрингов». Впрочем, не нужно переоценивать значение энергоэффективности, когда речь идет об ускорителях с мощностью 95–130 Вт. Обе версии Radeon RX 5500 XT, которые мы протестировали — SAPPHIRE Pulse и PowerColor Red Dragon, — отлично охлаждаются и работают очень тихо, невзирая на сравнительно высокое тепловыделение.

На повестке дня совсем другой вопрос — объем оперативной памяти. Если требования GeForce GTX 1650 SUPER с трудом, но втиснулись в 4 Гбайт, то новинке Navi 14 в силу специфики архитектуры или драйвера этого уже категорически недостаточно. GeForce GTX 1650 SUPER при равном c Radeon RX 5500 XT объеме RAM вышел на 10 % FPS вперед по суммарной оценке в 12 играх, а в индивидуальных случаях исход был намного хуже для новинки AMD. Конечно, если дать обоим ускорителям поблажку и сбросить настройки качества графики, то ситуация исправится, а младшая версия Radeon RX 5500 XT даже начнет отрабатывать чуть более высокую розничную цену. Но ведь речь идет не только о таких играх, в которых бюджетные видеокарты держатся на грани кадровой частоты 30 FPS. Множество современных требовательных проектов Navi 14 тянет даже на максималках, причем иной раз с комфортным фреймрейтом за пределами 60 FPS. Нужно только снять цементные ботинки 4 Гбайт RAM.

Однако поклонникам NVIDIA рано злорадствовать. Похоже, что чипы RDNA и вправду распоряжаются ограниченным объемом локальной памяти не настолько эффективно, как Turing, но оптимизация алгоритмов тоже не всесильна. Игроделы уже ориентируются на видеокарты с 6 Гбайт памяти и больше, да и с какой стати графическим процессорам на пороге 2020 года должно хватать такого же объема RAM, как в 2016-м? Рано или поздно GeForce GTX 1650 SUPER настигнет та же участь, и тогда скупой заплатит дважды. «Известно кому», — добавят фанаты AMD.

Выходит, единственным достойным кандидатом на покупку в бюджетном секторе осталась 8-гигабайтная модификация Radeon RX 5500 XT? Ах если бы все было так просто! Дело в том, что AMD оценила ее в $199 или 14 999 руб, а отсюда уже рукой подать до простейших вариантов GeForce GTX 1660. Вот и думаешь, а не махнуть ли на этот ваш бюджетный сектор и не взять ли сразу что-то помощнее? Но если денег в обрез, а к старым Radeon RX 580/590 или GeForce GTX 1060 душа не лежит, то лично мы принципиальной разницы между 4-гигабайтным RX 5500 XT и GeForce GTX 1650 SUPER не видим — на практике гораздо больше будет зависеть не от чипа, а от обвязки и охлаждения конкретных реализаций той или другой видеокарты.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector